Омскiй адвокат,
31 мая 2002 г.
Особенности защиты прав потребителей страховых услуг 3646 просмотров
Динамичное развитие страхового рынка не должно вводить в заблуждение страховые компании. Уровень доверия к ним большой части населения остается крайне низким. Чтобы эту ситуацию изменить в свою пользу страховщикам следует повернуться лицом к страхователю, переосмыслить место и роль потребителя на этом рынке.
В сегодняшней России страхование является одной из самых динамично развивающихся отраслей. Сбор страховой премии по сравнению с 2000 годом вырос по стране на 61% (по Омской области на 42%). Увеличивается количество страховых компаний (в нашей области их более 30), появляются новые страховые продукты, улучшается и качество обслуживания клиентов. Но не всегда общение со страховщиками приносит жителям области положительные эмоции (мы говорим только о гражданах, заключившим договор страхования для личных бытовых нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью). Во многом это объясняется тем, что страхователи и застрахованные являются самой незащищенной категорией потребителей. Подтверждений тому несколько: а) Отсутствие в нашей области специализированных государственных структур, защищающих интересы страхователей. На страже интересов, например, покупателя стоят Госторгинспекция, Центр стандартизации и метрологии, СЭС и даже правоохранительные органы. Пассажир за защитой своих прав может обратиться в Транспортную инспекцию, в Департамент транспорта и т.д. Государственного органа, контролирующего процесс страхования в Омской области, нет. Ближайшая региональная инспекция Департамента страхового надзора (государственная структура, осуществляющая контроль за деятельностью страховщиков) находится в Новосибирске, имеет небольшой штат сотрудников, а контролирует работу почти 200 компаний в шести областях сибирского региона. Никакой практической помощи пострадавший от незаконных действий страховщиков в инспекции не получит. В лучшем случае ему посоветуют обратиться в суд. б) Неопределенность статуса страхователя. В Законе "О защите прав потребителей" нет понятия "страхователь", "потребитель страховых услуг". И хотя Министерство по антимонопольной политике, которому ст. 40 дано право давать официальные разъяснения по вопросам применения законов, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, считает, что страхователь является потребителем в части общих правил (освобождение от уплаты госпошлины, альтернативная подсудность, возмещение морального вреда), правоприменительная практика, сложившаяся в нашей области, неоднозначна. Некоторые судьи, полагая, что Закон РФ "О защите прав потребителей" не распространяется на страховые отношения, отказываются принимать неоплаченные госпошлиной исковые заявления к страховым компаниям, не дают возможности обратиться с иском в суд по месту своего жительства, не взыскивают моральный вред и т.д. В этих условиях возможность страхователя в судебном порядке защищать свои права значительно усложняется. А если учесть, что некоторые иногородние страховые компании продают свои полисы, не открывая в Омске свои филиалы, то всем понятно, что в случае неисполнения компанией своих обязательств с иском придется обращаться в суды Москвы, Петербурга или других городов, что делает невысокими шансы на благополучное разрешение спора. в) Плохое знание населением законодательства и специфики страхового бизнеса. Западные специалисты, говоря о своих страхователях, считают, что "... поскольку техника страхования и страховые законы являются чрезвычайно сложными, человек с улицы не в состоянии на паритетной основе обсуждать условия его страхования по договору" (Л.Ван ден Берг "Страхование в условиях рыночной экономики", М., 1993, стр. 41). И если даже для жителя Западной Европы, обладающего высокой страховой культурой, заключение страхового договора является далеко не простым делом, то у нашего страхователя, практически не имеющего опыта подобных сделок, шансы самостоятельно заключить равноправный договор близки к нулю. Тогда как покупатели, пассажиры, потребители бытовых услуг строят свои отношения на основании правил, разработанных государством (Правила торговли. Правила бытового обслуживания, Правила перевозок и т.д.), то страхователи вынуждены руководствоваться правилами, созданными работниками страховой компании. И наивно полагать, что опытные юристы и специалисты страхового дела выпустят правила, которые хоть в какой-то степени ущемляли бы их права. Скорее наоборот. Выражаясь спортивным языком, потребитель страховых услуг всегда обречен играть на чужом поле. Не случайно, что сейчас идет обсуждение возможности введения типовых Правил страхования, разработанных и утвержденных Департаментом страхового надзора. Но пока этого не произошло, страхователь нуждается в особой защите.
Продолжение следует). ПУШКАРЬ И.
Вся пресса за 31 мая 2002 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Страховое право, Маркетинг
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
![](https://www.insur-info.ru/img/_.gif) |
Архив прессы
|
|
|
![](https://www.insur-info.ru/img/_.gif) |
Текущая пресса
![](https://www.insur-info.ru/img/_.gif) |
| |
7 февраля 2025 г.
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Деловой Казахстан, 7 февраля 2025 г.
Прибыль Freedom Holding Corp. выросла в 19 раз – результаты, которые удивляют
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Калининград.Ru, 7 февраля 2025 г.
На четверть вырос страховой рынок Казахстана за год – АРРФР
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Деловой Казахстан, 7 февраля 2025 г.
Состояние страхового сектора Казахстана: основные тренды и изменения
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
cbr.ru, 7 февраля 2025 г.
Решения Банка России в отношении участников финансового рынка
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
АмурПресс, Хабаровск, 7 февраля 2025 г.
Хабаровчан предупредили, что урегулировать убытки по ОСАГО можно через сайт или мобильное приложение страховщика
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Брянская губерния, 7 февраля 2025 г.
Брянские автомобилисты смогут оформить ДТП по европротоколу через сайты страховщиков
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Казахстанский портал о страховании, 7 февраля 2025 г.
Эксперты подчеркивают важную роль перестрахования в ликвидации пробелов в защите от кризисов
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
ТАСС, 7 февраля 2025 г.
Минсельхоз: в 2024 году установили рекорд по страхованию посевной площади
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Казахстанский портал о страховании, 7 февраля 2025 г.
Цели по прибыли страховщиков «все еще достижимы», несмотря на более высокие потери от лесных пожаров в Лос-Анджелесе
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
СенатИнформ, 7 февраля 2025 г.
Фермерам будет проще получить компенсацию при наводнениях и граде
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Агроэксперт, 7 февраля 2025 г.
Площади посевов, застрахованных в РФ в 2024 году, стали рекордными — Минсельхоз
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Казахстанский портал о страховании, 7 февраля 2025 г.
Marsh отмечает дальнейшее смягчение в четвертом квартале на фоне падения мировых ставок на 2%
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Интерфакс, 7 февраля 2025 г.
Минсельхоз предупредил об изменениях в сельхозстраховании с господдержкой в 2025 году
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Ура.Ru, Екатеринбург, 7 февраля 2025 г.
После заморозков 2024 года в России изменили правила страхования урожаев
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Известия онлайн, 7 февраля 2025 г.
В России установлен рекорд по страхованию посевной площади
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Коммерсантъ онлайн, 7 февраля 2025 г.
В 2024 году установлен рекорд по страхованию посевной площади
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Финмаркет, 7 февраля 2025 г.
В 2025 году для российских аграриев в сельхозстраховании с господдержкой предусмотрен ряд изменений
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
 Остальные материалы за 7 февраля 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|